ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательно-профилактической работ
В работе с неблагополучными семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, а также с детьми, нуждающимися в государственной защите, дошкольное учреждение должно руководствоваться следующими нормативными правовыми и инструктивно-методическими документами:
- Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 г. № 5 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 27.11.2006 № 1/8110);
- Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье» 9 июля 1999 г. N 278-З в редакции Законов Республики Беларусь от 08.05.2002 N 98-З, от 04.01.2003 N 183-З, от 14.07.2003 N 220-З, от 05.07.2004 N 298-З, от 09.12.2004 N 348-З, от 19.07.2005 N 37-З, от 17.07.2006 N 146-З, от 20.07.2006 N 164-З, от 11.07.2007 N 251-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 05.01.2008 N 315-З, от 23.06.2008 N 354-З, от 10.11.2008 N 446-З, от 15.07.2009 N 43-З, от 15.07.2010 N 166-З) (далее – КоБС) (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 14 июля 1999 г. N 2/53);
- Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. Законов Республики Беларусь от 26.06.2005 N 28-З, от 10.07.2007 N 250-З; от 05.01.2008 N 315-З, от 21.07.2008 N 417-З; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 4 июня 2003 г. N 2/949);
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26 декабря 2006 г. N 1728 «Об утверждении Положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2007 N 1747, от 25.02.2008 N 272, от 31.03.2008 N 490, от 23.12.2008 N 2010; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2006 г. N 5/24440);
- Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47, в редакции постановления 05.05.2007 № 30, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17.05.2007 № 8/16452);
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 февраля 2009 г. № 6 «Об утверждении Положения о совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 09.03.2009 №8/20588; Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 8 2009 г.);
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении и нуждающимися в государственной защите» 08.05.2007 № 270 (Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь № 13 2007 г.);
- Письмо Министерства образования Республики Беларусь 17.11.2005 № 21-12/346 «О некоторых вопросах деятельности по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении»;
- Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республики Беларусь №12-02-05/1645 от 22.12.2008; Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь №3 2009 г.).
Следует помнить, что в соответствии со статьёй 65 КоБС семья обязана содействовать реализации прав и законных интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их защиту. Согласно статье 75 КоБС родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.
Статья 66-1 КоБС устанавливает, что при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей, или злоупотреблении своими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд. Родители несут ответственность за ненадлежащие воспитание и содержание детей в соответствии со статьёй 67 КоБС. При этом, воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении. Согласно этой статье КоБС под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:
- не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
- ребенок вследствие беспризорности или безнадзорности совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
- лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним
Согласно статье 13 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дошкольное учреждения в соответствии с его уставом:
- оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, нарушающих дисциплину и порядок, предусмотренные уставами указанных учреждений, принимают меры по их воспитанию;
- выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им помощь в воспитании и обучении детей;
- обеспечивает организацию в дошкольном учреждении общедоступных спортивных, технических и иных кружков и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
- осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством.
В соответствии с указанным Законом считаются:
безнадзорным - лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию и содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома, детского интернатного учреждения, детской деревни (городка);
беспризорным - безнадзорный, не имеющий места жительства;
несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья;
семьёй, находящейся в социально опасном положении, - семья, несовершеннолетние члены которой находятся в социально опасном положении.
В соответствии с постановлением Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47 к несовершеннолетним, нуждающимся в государственной защите, относятся:
- дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
- несовершеннолетние, признанные комиссиями по делам несовершеннолетних или органами опеки и попечительства нуждающимися в государственной защите из числа несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
- К несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, названное постановление относит несовершеннолетних, которые:
- воспитываются в семье, где родители или иные их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Согласно названному постановлению Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47 дошкольные учреждения выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на основании:
- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
- анализа участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
- анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
- учета посещения несовершеннолетними дошкольного учреждения;
- учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
- контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
При этом дошкольное учреждение обязано:
- информировать управления образования администраций районов о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;
- проводить воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними, их родителями.
2. Система воспитательно-профилактической работы дошкольного учреждения
Согласно приказу Министерства образования Республики Беларусь 08.05.2007 № 270 системная работа дошкольного учреждения по раннему выявлению неблагополучия детей, факторов, угрожающих здоровью и жизни воспитанников предполагает:
- изучение условий жизни и воспитания детей в семье;
- анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования;
- анализ обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;
- внедрение системы постоянного учета посещения учащимися дошкольного учреждения и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;
- учет и анализ совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
- систематический контроль за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними;
- ежеквартальный отчет управлению образования администрации района по выполнению планов помощи несовершеннолетним, признанным находящимися в социально опасном положении;
- информирование комиссий по делам несовершеннолетних о фактах несвоевременного или ненадлежащего исполнения иными организациями мероприятий межведомственных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите.
Таким образом, данная работа может быть разделена на несколько шагов:
1-й шаг. Выявление неблагополучия ребёнка дошкольным учреждением самостоятельно:
- изучение условий жизни и воспитания в семье;
- анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждения;
- анализ обращений родственников, соседей, граждан;
- учёт посещения несовершеннолетним учреждения;
- учёт и анализ совершения правонарушений;
- контроль за семьями, установившими опеку и попечительство, приёмными семьями, семьями, в которых родители лишены родительских прав в отношении старших детей.
При необходимости по итогам направляется информация о неблагополучии ребёнка в орган опеки и попечительства (управление образования администрации района).
2-й шаг. В случае получения информации о возможном неблагополучии из управления образования проводится изучение работниками дошкольного учреждения с приглашением инспектора ИДН условий жизни и воспитания в семье.
Справочно. Информацию в орган опеки и попечительства (управление образования, КДН) направляют:
- суд, органы уголовного преследования о принятом решении об ограничении дееспособности родителей, о заключении их под стражу, помещении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, об осуждении, о признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, не позднее следующего дня после принятия этого решения независимо от времени вступления его в силу для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях;
- органы, наложившие административное взыскание за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения), 17.1 (мелкое хулиганство), 17.3 (часть вторая) (повторное распитие спиртных напитков или появление в пьяном виде), 17.4 (вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение), 17.5 (занятие проституцией) и 17.8 (распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокость) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, на лиц, имеющих несовершеннолетних детей, не позднее следующего дня после вынесения постановления о привлечении их к административной ответственности для обеспечения контроля за положением детей в семье и своевременного принятия мер по защите их прав и законных интересов;
- а также учреждения организации и граждане, которым стала известна информация о неблагополучии ребёнка.
В работе по выявлению неблагополучия ребёнка, обследованию условий его жизни и воспитания в семье следует придерживаться следующих правил и последовательности действий.
Рассмотрение первичной информации
Первичная информация о неблагополучии ребенка далеко не всегда полна и точна, так как заявители иногда недостаточно близко знакомы с ребенком и его семьей, не желают раскрывать конфиденциальную информацию, неверно оценивают положение ребенка или в силу разных причин пытаются оговорить родителей.
Первичное собеседование с заявителем должно состоять из простых прямых вопросов, позволяющих удостовериться в уместности и точности сведений, на основании которых будут приниматься дальнейшие решения.
Эти вопросы должны обеспечивать выявление важнейших, наиболее очевидных факторов неблагополучия, чтобы в итоге своевременно принять решение о сроках и мерах реагирования. Критерии и показатели социально опасного положения ребёнка приведены в приложении к постановлению Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47, показатели неблагополучия семьи в приложении к приказу Министерства образования Республики Беларусь 08.05.2007 № 270.
Свидетельством того, что ребенок нуждается в защите и необходимо дополнительное серьёзное изучение его положения, являются утвердительные ответы на следующие вопросы:
Ребенок получил серьезные травмы?
Ребенок нуждается в срочной медицинской помощи?
Ребенок находится в обстановке, угрожающей его здоровью, жизни?
Ребенок стал объектом чрезмерно жестокого или необычного наказания?
Имеются ли сведения об имевшихся ранее фактах неблагополучия детей в семье?
Родители должны быть извещены о том, что по вопросу воспитания и содержания ребёнка имеется (получена) информация, требующая изучения.
Социальное расследование
Термин«социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.
Основными задачами социального расследования является:
сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка и, если имел место, то выявить причины и виновных;
обеспечение мер по защите ребенка;
оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;
определение программы по реабилитации ребенка и его семьи.
Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:
собеседование с ребенком, родителями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;
получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;
комиссионные посещения ребенка на дому;
включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;
подготовка и реализация плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении.
В социальное расследование следует максимально вовлекать членов семьи, т.к. оно:
гарантирует участие родителей в совместной работе – их ожидания были услышаны, поняты и приняты во внимание;
делает участие членов семей в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным – они тоже его составляли;
стимулирует членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребёнка;
обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;
способствует созданию доверительной атмосферы;
помогает преодолеть сопротивление родителей.
Одной из обязанностей специалистов является создание необходимого соотношения между правом ребёнка на государственную заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка. Вмешательства в дела семьи всегда должны быть обусловлены только необходимостью обеспечения безопасности детей.
Социальное расследование проводится, прежде всего, членами совета профилактики дошкольного учреждения. К расследованию могут быть привлечены специалисты других заинтересованных служб (поликлиника , ЖЭСа, КТОС, ИДН и др.)
Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребенка, регулируется положениями Декрета № 18, постановления Министерства образования 28.07.2004 № 47 в редакции постановления Министерства образования 05.05.2007 № 30.
Первичное рассмотрение поступившей информации может провести педагог-психолог или один из членов совета профилактики дошкольного учреждения по поручению заведующего, по результатам которого возможно принятие решения о начале социального расследования.
Первичное расследование (оценка безопасности)
При первом посещении семьи членам совета профилактики дошкольного учреждения необходимо установить наличие либо отсутствие факторов, угрожающих здоровью и жизни детей, причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) с целью проведения необходимых защитных мероприятий по обеспечению безопасности детей.
Оценка безопасности ребенка в семье требует быстрого и точного выявления факторов, причин, ведущих к возникновению ситуаций, в которых дети подвержены серьезной опасности. В этой связи проводящих расследование должно интересовать, прежде всего:
серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место ранее;
ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;
неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;
крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску, причинения ему серьезного вреда.
Выявление любого из этих обстоятельств достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.
При проведении оценки безопасности важно обеспечить получение информации от ребенка, его братьев и сестер, родителей, других взрослых и детей.
При невозможности личной встречи при первом посещении семьи со всеми членами семьи, специалисты должны предпринять попытку встречи с отсутствующими в течение нескольких последующих дней.
3-й шаг.Составляются акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению к постановлению Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47, другая достоверная информация, подтверждающая социально опасное положение несовершеннолетнего.
4-й шаг .Меры, направленные на обеспечение безопасности ребенка
Меры, направленные на защиту детей, зависят от степени серьезности выявленных проблем. Учитывая, что задача специалистов заключается в том, чтобы защитить ребенка в его собственной семье, необходимо сделать все от нас зависящее для того, чтобы выполнить эту задачу, прежде чем рассматривать вопрос изъятия его из семьи.
По завершении первичного расследования может быть принято одно из решений:
признать необходимость экстренного изъятия ребенка из семьи ( в данном случае информация немедленно направляется в орган опеки и попечительства (управление образования));
оказать содействие (удаление из дома лица, виновного в жестоком обращении в отношении ребенка; привлечение альтернативного воспитателя (родственники, живущие рядом) для организации ухода за ребенком по месту его проживания, оказание материальной помощи и др.), консультативную помощь детям, родителям по разрешению проблемных вопросов;
признать ребенка находящимся в социально опасном положении, продолжить контроль за положением ребенка в семье, работу с семьей в рамках плана помощи несовершеннолетнему;
признать информацию о неблагополучии ребенка неподтвержденной.
В случае подтверждения информации о неблагополучии проводится постановка на учёт, составление плана помощи несовершеннолетнему (приложение постановлению Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47), работа с родителями по плану защиты прав несовершеннолетних (приложение постановлению Министерства образования Республики Беларусь 28.07.2004 № 47). Учетные данные о несовершеннолетнем, признанном находящимся в социально опасном положении, должны содержать полные сведения (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, место учебы (работы) о несовершеннолетнем, его родителях (опекунах, попечителях), несовершеннолетних сестрах и братьях, причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего, дату постановки на учет, отметку о признании нуждающимся в государственной защите, дату снятия с учета (о снятии с учёта см.5-й шаг). План помощи несовершеннолетнему утверждается заведующим дошкольным учреждением не позднее недели со дня вынесения решения совета профилактики о признании ребенка находящимся в социально опасном положении и согласовывается с заинтересованными организациями. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей проводится в течение срока, необходимого для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, но не менее шести месяцев со дня постановки несовершеннолетних на учет или до устранения причин и условий неблагополучия.
Всесторонний анализ положения ребенка и семьи
Всесторонний анализ положения ребенка и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с ребенком и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, а также, в случае необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите, позволит с учетом особенностей ситуации, в которой находится ребенок и его семья, составить межведомственный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего,который может быть действительно реализован с участием различных органов и организаций.
Справочно. Анализ выполнения названных выше планов должен проводиться не реже одного раза в полугодие.
Анализ положения ребёнка и семьи включает:
сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребёнка и его семьи;
анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.
Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и должен завершаться документированием полученных результатов.
Оценка положения семьи должна проводиться совместными усилиями специалистов и членов семьи. Этот командный подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту – понять ценности, ощущения, потребности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспринимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, возникают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому, если специалисты помогут семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно также под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличностных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводится совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.
При принятия решений важно учитывать факторы, которые повышают или понижают риск жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей:
уязвимость ребенка, связанная с его уровнем развития и особенностями поведения детей (возраст, темперамент, состояние здоровья, уровень физического, умственного, социального развития);
особенности родителей (готовность родителей признать случай жестокого обращения с ребенком либо неудовлетворения его основных жизненных потребностей и принять меры к защите ребенка; заболевания, влияющие на поведение родителей (алкоголизм, наркозависимость, умственная отсталость, психические заболевания), родительские навыки);
наличие и количество случаев обращений либо подозрений на наличие жестокого обращения с детьми в семье либо неудовлетворения их основных жизненных потребностей в прошлом;
характер функционирования семьи (распределение ролей/обязанностей, наличие материальных и финансовых ресурсов и их использование, способы решения членами семьи конфликтных и кризисных ситуаций).
Родители по-разному реагируют на обвинения в жестоком обращении с детьми или неудовлетворении их основных жизненных потребностей. Одни признают существование проблемы, готовы при содействии специалистов обсудить условия, которые привели к ее возникновению, и признать, что именно они отвечают за защиту своего ребенка. Другие отрицают существование проблемы, и рассчитывать на то, что они защитят ребенка, нельзя.
Степень готовности родителя исправить ситуацию в интересах ребенка и устранить условия и причины, приведшие к жестокому обращению с ним и неудовлетворению основных жизненных потребностей, являются важным фактором оценки положения и организации помощи.
Ребенок подвержен меньшему риску, если у родителей отмечаются следующие конструктивные схемы поведения: вербальные и эмоциональные реакции родителя указывают на то, что он переживает из-за полученной ребенком травмы и чувствует свою вину и ответственность за воспитание ребенка, высказывает желание не причинять ему вреда; родитель проявляет готовность сотрудничать со специалистами и принять от них помощь, второй родитель, не виновный в жестоком обращении с ребенком, инициирует и эффективно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка.
Среди конструктивных моделей поведения родителей, которые можно квалифицировать как сильные стороны, можно отметить следующие:
родители признают, что их заболевание (поведение) оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком;
родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача;
родители принимают от других людей помощь в выполнении своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно; а также другой родитель или член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей.
Стрессовые и кризисные ситуации в семье
Стрессовые и кризисные ситуации в семье значительно повышают уровень риска, которому подвержен ребенок. К важнейшим стресс-факторам относятся значительные жизненные перемены, такие как развод, смерть, разрыв отношений между супругами, изменение состава семьи, потеря работы, тюремное заключение, болезнь или инвалидность. Несколько незначительных и не связанных между собой стресс-факторов могут иметь кумулятивный эффект, в результате чего внешне небольшое событие может ввергнуть семью в кризис.
Для семей, переживающих стресс, одним из важнейших факторов безопасности является наличие возможности обратиться за сторонней помощью. Чем скорее удастся устранить стрессовую ситуацию или взять ее под контроль, тем ниже вероятность того, что она разовьется в полномасштабный кризис. Напротив, отсутствие возможности получить конкретную помощь и ресурсы от конкретных других людей, изоляция семьи и ее неспособность или неготовность воспользоваться имеющимися в ее распоряжении ресурсами повышают риск возникновения неблагополучия.
Конструктивные адаптивные навыки семей, живущих в условиях сильного стресса, являются важными положительными качествами. Такие семьи обращаются за сторонней помощью, эффективно используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, какими бы ограниченными они ни были, по мере возможности избегают стрессовых ситуаций, используют различные методы разрешения проблемных ситуаций и проявляют готовность применить новые решения сложных проблем. Специалисты могут оказывать семьям помощь в расширении их возможностей в плане адаптации к сложным жизненным условиям и разрешения проблемных ситуаций.
5-й шаг.
При наличии положительной динамики. Отмена решения о признании ребенка находящимся в социально опасном положении может быть принято советом профилактики в случае устранения причин, повлекших признание ребенка находящимся в социально опасном положении, по истечении не менее 6 месяцев.
В случае отсутствия положительных изменений в ходе реализации плана помощи несовершеннолетнему и плана защиты прав несовершеннолетних. Совет профилактики дошкольного учреждения принимает решение о направлении ходатайства в КДН о признании ребёнка нуждающимся в государственной защите и отобрании из семьи. Согласно Декрету № 18 дети подлежат государственной защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем они находятся в социально опасном положении.
Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите должно содержать:
информацию о социальном положении ребенка;
информацию о причинах попадания ребенка в число детей, находящихся в социально опасном положении;
информацию о принятых мерах, направленных на нормализацию ситуации, устранение причин неблагополучия;
обоснование необходимости принятия решения о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
Ходатайство о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите подписывается заведующим дошкольным учреждением – председателем совета профилактики.
К ходатайству о необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите прилагаются:
акт обследования условий жизни и воспитания ребенка;
проект плана защиты прав и законных интересов ребенка;
иная информация, подтверждающая социально опасное положение ребенка, которое представляет угрозу жизни и здоровью ребенка или может повлечь неминуемую для него опасность.
Проект плана защиты прав и законных интересов ребенка содержит:
перечень мероприятий по созданию необходимых условий жизни и воспитания ребенка, предусматривающих социально-педагогическую реабилитацию ребенка и социальный патронат над семьей;
сроки выполнения мероприятий;
ответственных должностных лиц за выполнение мероприятий и всего плана в целом;
периодичность проверки реализации плана.
Справочно. Решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите принимается в трёхдневный срок комиссией по делам несовершеннолетних в случае, если установлено, что родители (единственный родитель) ведут аморальный образ жизни, являются хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей либо администрацией района в двухнедельный срок в других случаях безнадзорности и беспризорности ребенка (если ребенок является беженцем, жертвой торговли людьми, иных случаях, когда жизнедеятельность ребенка нарушена в результате сложившихся обстоятельств.
6-й шаг. Дошкольное учреждение ежеквартально направляет отчёт в управление образования о выполнении плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.
При наличии в межведомственном плане защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, признанных нуждающимися в государственной защите, пунктов, за реализацию которых несёт ответственность дошкольное учреждение, оно ежемесячно информирует КДН о выполнении мероприятий данного плана, а также о несвоевременном и ненадлежащем его исполнении другими участниками работы (при наличии такой информации).
Для работы с категорией неблагополучных семей может быть рекомендована следующая схема действий:
- Посещение семьи на дому с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (составление акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего).
- Проведение индивидуальных бесед с каждым членом семьи, определение их оценки создавшейся ситуации и потребности в оказании помощи.
- Осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка и семьи (в том числе посещение семьи один раз в месяц).
- Промежуточная и итоговая оценка ситуации в семье, оценка эффективности проделанной работы.
- Снятие семьи с учета как неблагополучной или признание семьёй, оказавшейся в социально опасном положении.
При изъятии ребенка из семьи, находящейся в социально опасном положении, выбытия ребенка из числа воспитанников дошкольного учреждения на заседании совета профилактики принимается решение об исключении его (его семьи) с соответствующих видов учёта. В управление образования направляется ходатайство об исключении ребёнка (семьи) из районного банка данных с обязательным указанием причины исключения, даты и номера протокола Совета профилактики.
При выбытии несовершеннолетнего, состоящего на каком-либо виде учёта, в другое учреждение образования, весь пакет с материалами о работе, проделанной с несовершеннолетним и его семьей, ксерокопируется и передается по новому месту нахождения несовершеннолетнего.
Приложение 1
к приказу Министерства образования
Республики Беларусь
08.05.2007 № 270
Показатели неблагополучия семьи
- Социально-экономические:
длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
родители или один из них посещает деструктивную секту;
родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;
непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
Приложение 1
к Инструкции
о порядке выявления
несовершеннолетних, нуждающихся
в государственной защите (утверждена
Постановлением Министерства образования
Республики Беларусь 28.07.2004 N 47
(в редакции постановления
Министерства образования
Республики Беларусь 05.05.2007 N 30)
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ
СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
|